Основы бухгалтерского учёта
Каждый
предприниматель обязан вести тщательный учёт своей финансово-хозяйственной
деятельности. Ему следует знать, достигает ли его деятельность цели, есть ли
барыш, не даёт ли предприятие убыток,
какая операция в деле прибыльна, а какая убыточна. Каждому предприятию
приходится иметь дело с кредитными учреждениями и операциями: покупать или
продавать товары, материалы в долг. занимать и ссужать . Если платить не
вовремя, то теряешь доверие и кредит.
Поэтому предпринимателю надо помнить,
кому и когда платить, с кого и когда получить. Нужно вести счёт.
Любой бухгалтерский учёт начинается
с начального баланса. Основой его
является список наличия – инвентарь. Для учёта инвентаря можно использовать
карточки, содержащие следующие данные: обозначение имущества, дата
приобретения, цена, срок службы, износ в год, остаточная стоимость (стоимость
после взноса) , дата выхода из строя, номер документа. Учётные документы называются книгами.
Опись инвентаря заносится в книгу «Инвентарь».
В левой части книги отражается имущество предприятия, в правой долги.
Долги могут быть на этапе становления фирмы: оплата консультаций, регистрация.
Сумма имущественных ценностей за минусом долгов предприятия называется «чистым
капиталом предприятия». Составив
«Инвентарь» вы знаете стартовые условия своей деятельности . Выполнена первая функция бухгалтера: учтены
имеющийся капитал и долги.
Следующей книгой является «Мемориал»
или «Памятная книга». В ней записываются
все сделки, различные операции в порядке их свершения. Запись ведут обычным
языком.
№ |
дата |
Содержание |
Сумма |
1 |
10.10.90 |
Оплачено приобретение машины |
10000 |
При
заполнении «Мемориала» (мемориального ордера) помните, что:
- любая запись должна быть документирована
- нельзя откладывать запись, какой бы ни была хорошей память
- записи должны быть аккуратными, разборчивыми, не допускающей различных
толкований
Обработка записей, сделанных в книге «Мемориал», ведётся в книге, которая
называется «Журнал». В этой книге сделки
освещаются с точки зрения двойной бухгалтерии или двойной записи: любая
совершённая хозяйственная операция отражается на счетах бухучёта в одной и той
же сумме два раза: первый раз – по дебету одного счёта, второй раз в той же
сумме – по кредиту другого счёта.
Самое трудное на этом этапе заключается в правильном указании корреспонденции
счетов, т.е нужно указать, какой счёт
дебетуется, какой кредитуется и на какую сумму.
Указание корреспонденции счетов, т.е. наименование дебетуемого и
кредитуемого счёта и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской
проводкой или контировкой.
Проводки бывают простые и сложные.
Простой проводкой считается такая, когда в корреспонденции счетов участвуют
только два счёта: один дебитуется, а другой на эту же сумму кредитуется.
Сложной проводкой считается тогда. когда в корреспонденции участвуют
более двух счетов. Проводки при мемориально-ордерной системе учёта
осуществляются в справке специальной формы, называемой «мемориальный ордер».
Выглядит она так:
Мемориальный ордер
№______
«______»______________ 1991г
Содержание операции |
Дебет, сумма |
Кредит. сумма |
Дебет счета «Касса»
(№50) |
1000руб |
|
После этого этапа задумываться не приходиться, какой счёт» даёт», а какой
«берёт» не приходиться ни до журнала, ни после.
После того. как материал обработан в книге «Журнал», его
разносят по отдельным счетам, которые открываются в «Главной книге». Эта книга
предназначена для обощения учётных показателей и последующих их сверки с
показателями аналитического учёта.
Главная книга открывается в начале года по синтетическим счетам путём
перенесения остатков из Главной книги предыдущего года. Для каждого счёта
отводится отдельная страница, а для особо популярных – несколько страниц.
Фрагмент Главной книги.
Проверка правильности записей, произведённых в Главной книге, осуществляется
путём сверки подсчитанных сумм дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по
каждому синтетическому счёту с аналогичными позициями аналитического учёта по
ведомостям или в журналах-ордерах.
следующим этапом обработки
информации идёт составление «Оборотного баланса», который иногда называют
пробный баланс.
Оборотный баланс и Главную книгу можно использовать для
анализа эффективности хозяйственных операций.
Основной книгой является «Итоговый
баланс». При его составлении счета группируются по экономическим признакам.
Однородности их использования и назначения.
Основным источником для составления итогового баланса является Главная книга. На основании данных Баланса и «Отчёта о финансовых результатах и их использования» можно оценивать уровень кредитоспособности и финансовой устойчивости предприя